?

Log in

No account? Create an account

lev_evgenevi4 in web30

Words of Love в эпоху META: Web 3.0 глазами опытного пользователя

Предлагаю вниманию сообщества свою разработку в области поисковых систем в Интернете. Комментарии приветствуются.
Все статьи по данной и смежной тематике здесь


Не столь давно наступивший 2008 г. ознаменовался для многих пользователей Интернета прежде всего тем, что ведущие позиции в Сети – и в том числе, в ее русском секторе, заняли сервисы, реализующие концепцию Web 2.0. Это разнообразные социальные сети и блог-сервисы, RSS-навигаторы, услуги по размещению медиаконтента в свободном доступе, и так далее. Весьма приятной тенденцией стало и то, что именно в прошлом году многие сервисы такого рода обзавелись «русскими зонами», или же обрели российские аналоги.  Можно признать: рунет (вслед за Интернетом) вступил в эпоху Web  2.0 и пути назад нет. Но что же нас ждет дальше?

 

Размышления на тему будущего Сети вызвали у меня в памяти интересный прецедент из истории дизайна и инженерного конструирования – а именно, войну теорий «любимых вещей» и «блобджектов». Для справки: теория «любимых вещей» гласит, что в идеале любое производимое изделие должно максимально отвечать потребностям конкретного пользователя (персонализация), служить максимально долго, изготавливаться из долговечных (не беда, если при этом дорогих) материалов и становиться в конце концов «членом семьи» пользователя – той самой «любимой вещью», вроде фамильных драгоценностей. Блобджект – напротив, дешевая вещь – однодневка, с усредненными параметрами, удовлетворяющими вкусам большинства, с которой, в случае поломки и устаревания не обидно расстаться (подробнее об этом в исследовании Б. Стерлинга «Будущее начинается сегодня»). Достаточно оглядеться по сторонам, чтобы понять, что в мире материального производства блобджекты одержали уверенную победу. А как обстоит дело в информационном пространстве?

В настоящее время и здесь мы сплошь и рядом натыкаемся на пресловутые блобджекты – и воспринимаем это как должное (типичный пример потребления информации как блобджекта – веб-серфинг). По сути дела, единственным заметным шагом к персонализации инфотпотока в сети стали как раз RSS-навигаторы (например YahooPipes). В то же время, персонализация потока и здесь стоит на весьма низком уровне – ведь, хотя мы и сами и выбираем интересующие нас RSS-ленты, поток информации в большинстве из них крайне неоднороден, так что в любом случае приходится прокапываться сквозь потоки малоценной информации-однодневок (тех самых усредненных инфоблобджектов), а то и просто инфомусора. Аналогичная ситуация имеет место и при использовании поисковых систем.    

Следует отметить сразу: вряд ли кто-то (кроме близких людей, и то в очень ограниченном спектре тем) способен создать персонализированных поток информации отвечающий требованиям конкретного пользователя. В то же время, много пользователей обладают весьма близкими интересами – но как в море схожей информации найти истинных единомышленников (настройка поступающего инфопотока таким образом и есть персонализация)?

В известном нам блог-сервисе Livejournal.com (и аналогичных) для этого служит система поиска по интересам. Эта система в значительной степени способствует персонализации потока, и облегчает поиск необходимой информации. В то же время, спектр значений многих слов (в силу ассоциативности человеческого мышления) оказывается крайне широк, и хорошей фильтрации не получается. Та же проблема стоит и при использовании поисковыми системами информации из тегов МЕТА, широко применяемых создателями веб-страниц (о случаях размещения в этих тегах заведомо ложной информации мы говорить не станем – мошенники были, есть и будут).

После длительных размышлений, у автора родилось предложение по решению вышеназванной проблемы, получившее название Words of Love (можно перевести как «любимее слова», и как «слова любви»).

Для решения проблемы персонализации в рамках Words of Love – концепции следует сделать объектом размещения МЕТА-информации не заголовки веб-страниц, а отдельные слова (современные технические средства это позволяют). Возможно со временем (когда веб-программирование станет изощреннее, а каналы связи – толще), объектом такого размещения станет КАЖДОЕ слово, но пока таковыми следует сделать лишь ключевые слова текста. И как же это работает?

Клиент Words of Love – сервиса  будет составлять список «интересов», прописывая для каждого слова личные ассоциации  - они и составят МЕТА – контент.  Автор публикации в Интернете будет прописывать такие же ассоциации для ключевых слов своего текста, а затем поисковая система, осуществляя поиск по ключевым словам будет выстраивать список в порядке от наибольшего соответствия ассоциаций ключевых слов читателя ассоциациям таковых автора к наименьшему.

Приведу простейший пример. МЕТА-контентом для слова «замок» может стать «строение» или «слесарное изделие» - и тогда исследователь средневековой архитектуры, осуществляя поиск по интересам не получит на выходе (наряду с необходимой) информацию о навесных и сувальдных замкАх – а только о зАмках – например, Германии.

МЕТА-контент может быть и чисто ассоциативным – для кого-то «ночная жизнь» - это рэйв-клубы родного города, для кого-то – исследование ночных животных, а для кого-то – просто суточный ритм «сова».

Со временем системы AI научатся прошивать ассоцативными МЕТА-тегами ключевые слова автоматически – анализируя общий список интересов конкретного пользователя, а также тексты тех или иных его постов. Разумеется, такие роботизированные списки тэгов придется править вручную – но работа все равно станет намного удобнее.

Сервис Words of Love будет наиболее органичен в сочетании с традиционным блог-сервисом, и сервисом RSS-навигации – многие поставщики сервисов в Интернете поставляют весь спектр этих услуг, а учитывая тенденцию к укрупнению Интернет-компаний, подобные комплексные предложения будут все доступнее и дешевле – и для пользователя и для поставщика.   

Количество доступной в Сети информации нарастает лавинообразно – и персонализация инфопотоков – актуальная проблема современности. Возможно, именно внедрение систем, подобных Words of Love ("любимых слов" вместо "любимых вещей") станет следующим ключевым этапом в эволюции сети – знаковым событием эпохи Web 3.0.

 

В силу наличия оригинальной идеи в статье ставлю

© Колбачев Лев Евгеньевич , 4.03.2008, платформа Livejournal.com

Comments

August 2012

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com